Значение художественной литературы

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.
Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Предлагали детям пожужжать, "как пчела", погудеть "как паровоз", пощелкать языком "как кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг "Воспитание у дошкольников правильной речи". В книге даются в интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в "Сказку веселого язычка" включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку "О веселом ветре", мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).
Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками - свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию. Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком. Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.

Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.
"С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно ".
Пр. сод-е: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного, в словах, в связном тексте, развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дыхание, воспитать желание научится правильно произносить все звуки.
Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к зубам не прижимается.
Даем образец произношения.Дети произнесите этот звук (хором) затем по одному. Обращаем внимание на дрожание горлышка.
Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу, кто там ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?
А сейчас поиграем в игру "Телефон". Говорим первому сидящему ребенку слова тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок передает слова соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.

Чтение рассказа "Кошка и еж". Вопросы по содержанию:

    Кого принесли дети из лесу?
    Кто увидел ежа?
    Что сделала кошка?
    Как защищался еж?
    Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)
    Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)

Проговаривание чистоговорок:

    Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,
    Жа-жа-жа- я нашел ежа,
    Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

Скороговорка. Уежа ежата, у ужа ужата.

Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:

    Маленький, да удаленький. Мал, да удал
    Выросла, как тополька.
    Ты моя баловушка.
    Идет, словно павушка плывет.
    Танина коса - всему городу краса.
    Растут детки, как грибки - дождевички.
    Ау, подай голосок через темный лесок!
    Сядем рядком да потолкуем латком.
    Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
    Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

В качестве поучения и наставления:

    За правое дело стой смело.
    Для друга все не туго.
    Поспешишь - людей насмешишь.
    Спеши, не спеши, а поторапливайся.
    Скоро пойдешь- ногу зашибешь.
    Умел потерять, умей и найти.
    Умей шутить, умей и перестать.
    Умей сказать, умей и смолчать.
    Не сиди сложа руки, не будет скуки.
    Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

    Много шуму - мало толку.
    Шумят, как воробьи на дождь.
    Весь дом вверх дном.
    Без проказ ни на час.
    Кто весел, а кто и нос повесил.
    Наш пострел везде поспел.

Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.

    Пели, пели, да есть захотели.
    Что поставят, то и кушай.
    Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
    Ешь больше, проживешь дольше.
    Остатки сладки.
    Пора спать, коли некого ждать.
    Милая подружка - подушка.
    Одним ухом спит, другим слышит.
    Спали, почивали, весело ль вставали?
    Мило не мыло, а беленькое личико.

Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого дыхания. Для этого мы использовали следующие игры и упражнения. Следили чтобы дети не напрягались и не уставали.
Сильно подуть на воду для образования брызг
Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке
Игра "Пузырь"
"Пильщики" Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:

    Завизжала пила,
    Зажужжала, как пчела,
    Ж-ж-ж-ж…
    Треснула и стала,
    Начинай сначала!

"Насос"

    "У медведя во бору"
    У медведя во бору
    Грибы ягоды беру
    А медведь сидит
    И на нас рычит.

После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).