Развитие предпосылок формирования речи

Развитие предпосылок формирования речи интенсивно происходит ещё в дородовый период. В ведущих европейских и американских клиниках логопед обследует младенца сразу после родов. На первом году жизни ребенка каждый месяц имеет особенную ценность. По истечении трех лет процесс речевого развития и обучения резко замедляется, и коррекция потребует больших усилий.
Логопеды выделяют доречевой период в развитии ребенка - это период формирования ориентировочно-познавательных и звуковых реакций от рождения до 8 месяцев. Он состоит из гуления, лепета и лепетных слов. Начальный этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Именно в этот период ребенок тренирует дыхание, голос, артикуляционный аппарат. У него появляется мимическое и речевое подражание, интонация, ритмические структуры.
Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности

Группы риска

Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:

  • токсикоз беременности;
  • инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);
  • хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);
  • легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);
  • гемолитическая болезнь новорожденных ("желтушка новорожденных");
  • родовые травмы;
  • длительный безводный период или кесарево сечение;
  • недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г.), масса при рождении более 3900 г.;
  • дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;
  • младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;
  • острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т.д.

Что делать?

Необходимо, чтобы малыша регулярно обследовали специалисты:
  • педиатр в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12 месяца;
  • невролог в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
  • сурдолог (аудиологическое исследование) в 1, 4, 6, 24 месяца;
  • окулист в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
  • стоматолог.
  • особая роль принадлежит логопеду-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста. Логопед-дефектолог может оценить состояние артикуляционного аппарата, речевые возможности ребенка, педагогическими методиками проверить слух и состояние нервно-психической сферы. Обследование у логопеда следует проводить с первых дней жизни (в случае необходимости), и обязательно - в 4, 7, 12 месяцев.

Тревожные симптомы

Консультация логопеда (в т.ч. логопедический массаж) потребуется, если:
  • малыш не берет сосок и плачет;
  • малыш слишком долго (в течение дня) находится у груди матери, вяло или с трудом сосет, засыпает при сосании;
  • ребенок слишком часто требует прикладывания к груди;
  • при сосании "цокает" язычком;
  • молоко во время кормления подтекает из уголков рта или вытекает через нос;
  • малыш часто срыгивает (иногда массажем можно снизить повышенный глоточный рефлекс);
  • малыш часто поперхивается (можно научить маму правильной позе при грудном и искусственном вскармливании, дать рекомендации по кормлению, массажем можно активизировать мышцы мягкого неба);
  • при нарушении мышечного тонуса в конечностях, в шейном отделе позвоночника (можно предположить нарушение тонуса и в артикуляционном аппарате);
  • массажем и некоторыми приемами можно уменьшить асимметрию лица, скорректировать прикус, предупредить формирование неправильного прикуса и многое другое;
  • наблюдается задержка гуления, лепета, появления первых слов, фраз и т.д. (можно при необходимости стимулировать этапы речевого развития).

Обязательна консультация логопеда

К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:
  • укорочена подъязычная или/и губная связка - "уздечка" (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);
  • врожденные расщелины губы и/или неба;
  • нарушения зрения или слуха;
  • ДЦП.